1 окт 2025

Исследование ICMR: рынок кофе в России

Развитие категории кофе в 2024-2025 гг.

За период с сентября 2024 по август 2025 года кофейный рынок России продемонстрировал заметный рост в денежном выражении, составивший заметные +24,6% по сравнению с предыдущим аналогичным годом. Рост доли категории в деньгах стал следствием повышения средней стоимости килограмма кофе на 20,9%, а вклад натуральных объемов потребления в общую динамику составил сравнительно скромные +3,1%. Увеличение частоты покупок и расширение проникновения категории на рынок позволили компенсировать снижение среднего объема покупки кофе в килограммах за раз на 3,9%, однако при этом наблюдается устойчивый рост количества упаковок (+0,5%). Этот тренд свидетельствует о том, что потребитель, ориентируясь на более доступные ценовые варианты, предпочитает покупать кофе в небольших упаковках.

В рамках кофейной категории наблюдалось незначительное перераспределение долей между различными сегментами за отчетные периоды (сентябрь 2023 - август 2024 и сентябрь 2024 - август 2025). Выросла популярность специального и микс-формата растворимого кофе, а также обжаренного кофе в зернах. Одновременно с этим снизились доли молотого обжаренного кофе, растворимого сублимированного и молотого в растворимом кофе.


ICMR-rynok-kofe
Рынок кофе в России. Сегменты.

Вслед за общими показателями в категории, практически все сегменты кофейного рынка демонстрируют рост в денежном выражении. Лидерство по положительной динамике удерживают обжаренный кофе в зернах, капсулы/дрип-кофе, а также специальные и микс-форматы растворимого кофе. Каждый из этих сегментов показал увеличение денежного оборота более чем на 30% в период с сентября 2024 по август 2025 года.

Крупнейшим игроком на кофейном рынке с долей 62,2% остается растворимый упакованный кофе. В денежном выражении рост этого сегмента составил +22,0%, при сравнительно небольшом увеличении натуральных показателей на +2,1%. Данная тенденция объясняется положительными изменениями в частоте покупок растворимого кофе, которая выросла на 6,9%.

- Внутри сегмента, основным локомотивом роста в натуральном выражении выступают специальные (капучино, латте) и микс-форматы (3в1, 2в1 и аналогичные). Эти форматы не только последовательно увеличивают общую долю на кофейном рынке, но и демонстрируют рост потребления в натуральном выражении на 9,7% за год. Увеличение частоты покупок на 14,2% и расширение пенетрации на 2,0%, позволило нивелировать снижение объема, приобретаемого за один раз, на 5,8%. Cпециальные и микс-форматы растворимого кофе не только продолжают расширять свою потребительскую аудиторию в долгосрочной перспективе, но и активно способствуют росту всей категории, создавая тем самым перспективное поле для дальнейшего развития производителей.

- Традиционный формат растворимого кофе, доминирующий на рынке, демонстрирует отрицательную динамику. При повышении средней цены на 23,0% и росте категории в денежном выражении на 20,1%, натуральные объемы потребления растворимого кофе в сентябре 2024 – августе 2025 снизились на 2,4%. Этот тренд обусловлен потерей потребителей (-1,3%) и уменьшением среднего объема покупки (-2,2%). Внутри формата растворимого кофе наибольшее падение в натуральных объемах показал гранулированный кофе (-25,1%), а также молотый в растворимом (-5,4%), что связано со снижением аудитории, объема покупки и частоты покупок.

На рынке обжаренного кофе заметны противоположные тренды.

В общем объеме, зерновой, молотый и капсульный / дрип кофе продемонстрировали умеренный рост в натуральном выражении на 4,9% год к году. Ключевыми факторами этого роста стали увеличение частоты покупок (+3,9%) и расширение потребительской аудитории (+4,8%), что позволило нивелировать снижение объема, приобретаемого за один раз (-3,7%).

- Наименьшая доля в категории обжаренного упакованного кофе принадлежит формату капсул и дрип-пакетов. Привлекая новую аудиторию (+38% по пенетрации), этот сегмент демонстрирует значимый рост на +34,6% в денежном выражении и +18,4% в тоннах.

- Более популярные форматы обжаренного кофе – зерновой и молотый – также показывают положительную динамику. Несмотря на некоторое снижение частоты покупок (-1,9%), натуральные объемы зернового кофе растут (+7,7%) вслед за увеличением среднего объема покупки (+2,5%) и привлечением новых покупателей (+7,2%). Этот формат уникален тем, что потребители предпочитают покупать больше, но реже.

- Молотый обжаренный кофе демонстрирует более скромный рост в натуральном выражении (+0,8%), который достигается за счет повышения частоты покупки (+4,6%) и привлечения новой аудитории (+2,7%), компенсируя при этом снижение среднего объема за покупку (-6,2%).

Категория кофе демонстрирует заметный рост в денежном выражении, что обусловлено значимым ростом средней цены за килограмм продукта. Еще одной заметной тенденцией является рост частоты покупок практически во всех сегментах при одновременном сокращении объема разовой покупки. Этот тренд соответствует общим направлениям развития FMCG-рынка: потребители стали совершать покупки чаще, но меньшими объемами. Такое поведение может быть связано с поиском более выгодных цен, желанием экономить и покупать меньшие упаковки по более доступной стоимости. В большинстве случаев увеличение частоты покупок компенсировало снижение объема разовой покупки, однако в некоторых сегментах это уже начинает негативно сказываться на общих натуральных объемах продаж.


Заказать исследование / отчёт

Наши данные и аналитика помогут вам понять текущую ситуацию и быстро принять обоснованное решение для роста показателей бизнеса.
Заказать