Исследование ICMR: рынок кофе в России
За период с сентября 2024 по август 2025 года кофейный рынок России продемонстрировал заметный рост в денежном выражении, составивший заметные +24,6% по сравнению с предыдущим аналогичным годом. Рост доли категории в деньгах стал следствием повышения средней стоимости килограмма кофе на 20,9%, а вклад натуральных объемов потребления в общую динамику составил сравнительно скромные +3,1%. Увеличение частоты покупок и расширение проникновения категории на рынок позволили компенсировать снижение среднего объема покупки кофе в килограммах за раз на 3,9%, однако при этом наблюдается устойчивый рост количества упаковок (+0,5%). Этот тренд свидетельствует о том, что потребитель, ориентируясь на более доступные ценовые варианты, предпочитает покупать кофе в небольших упаковках.
В рамках кофейной категории наблюдалось незначительное перераспределение долей между различными сегментами за отчетные периоды (сентябрь 2023 - август 2024 и сентябрь 2024 - август 2025). Выросла популярность специального и микс-формата растворимого кофе, а также обжаренного кофе в зернах. Одновременно с этим снизились доли молотого обжаренного кофе, растворимого сублимированного и молотого в растворимом кофе.
Вслед за общими показателями в категории, практически все сегменты кофейного рынка демонстрируют рост в денежном выражении. Лидерство по положительной динамике удерживают обжаренный кофе в зернах, капсулы/дрип-кофе, а также специальные и микс-форматы растворимого кофе. Каждый из этих сегментов показал увеличение денежного оборота более чем на 30% в период с сентября 2024 по август 2025 года.
- Внутри сегмента, основным локомотивом роста в натуральном выражении выступают специальные (капучино, латте) и микс-форматы (3в1, 2в1 и аналогичные). Эти форматы не только последовательно увеличивают общую долю на кофейном рынке, но и демонстрируют рост потребления в натуральном выражении на 9,7% за год. Увеличение частоты покупок на 14,2% и расширение пенетрации на 2,0%, позволило нивелировать снижение объема, приобретаемого за один раз, на 5,8%. Cпециальные и микс-форматы растворимого кофе не только продолжают расширять свою потребительскую аудиторию в долгосрочной перспективе, но и активно способствуют росту всей категории, создавая тем самым перспективное поле для дальнейшего развития производителей.
- Традиционный формат растворимого кофе, доминирующий на рынке, демонстрирует отрицательную динамику. При повышении средней цены на 23,0% и росте категории в денежном выражении на 20,1%, натуральные объемы потребления растворимого кофе в сентябре 2024 – августе 2025 снизились на 2,4%. Этот тренд обусловлен потерей потребителей (-1,3%) и уменьшением среднего объема покупки (-2,2%). Внутри формата растворимого кофе наибольшее падение в натуральных объемах показал гранулированный кофе (-25,1%), а также молотый в растворимом (-5,4%), что связано со снижением аудитории, объема покупки и частоты покупок.
В общем объеме, зерновой, молотый и капсульный / дрип кофе продемонстрировали умеренный рост в натуральном выражении на 4,9% год к году. Ключевыми факторами этого роста стали увеличение частоты покупок (+3,9%) и расширение потребительской аудитории (+4,8%), что позволило нивелировать снижение объема, приобретаемого за один раз (-3,7%).
- Молотый обжаренный кофе демонстрирует более скромный рост в натуральном выражении (+0,8%), который достигается за счет повышения частоты покупки (+4,6%) и привлечения новой аудитории (+2,7%), компенсируя при этом снижение среднего объема за покупку (-6,2%).