14 окт 2025

Исследование ICMR: рынок чая в России

Развитие категорий чая и сегментов в 2024-2025 гг.

Основу рынка горячих напитков в России составляют кофе и чай. По данным потребительской панели ICMR («ГФК-Русь»), в период с сентября 2024 по август 2025 на их долю пришлось 88,8% объёма продаж в тоннах и 94,0% в денежном выражении. Оба напитка пользуются широкой популярностью в России, однако чай выбирает большее число жителей России, - 92,6% против 90,2% у кофе.

Согласно результатам синдикативного исследования пищевых привычек ICMR (ООО «ГФК-Русь») Eating Habits, каждый второй опрошенный (50%) рассматривает кофе как средство для улучшения настроения, а чай называют таковым 41% респондентов.

ICMR-rynok-rynok-goryachix-napitkov
Категория чая с сентября 2024 по август 2025 демонстрирует рост в денежном выражении (+7,1%) и отрицательную динамику в натуральном выражении (тонны) (-1,2%). Эти цифры обусловлены повышением средней рыночной цена за килограмм продукта на 8,4% при отрицательной динамике по покупаемому объёму на домохозяйство (-1,3%). Рост частоты покупок составил 0,8% год к году.

Основной вклад в сокращение натуральных объемов вносят пакетированный чай и рассыпной чай, демонстрирующий падение по всем ключевым метрикам. Здесь частота покупки снизилась на -0,3%, пенетрация на -1,6% и объем за покупку на -0,7%. В сегменте пакетированного чая отрицательную динамику показывает только объем покупаемого продукта (-1,5%), что обеспечивает относительную стабильность по общим натуральным объемам.

Наибольшие по доле сегменты, черный и зеленый чай, показали рост доли в денежном выражении на 5,7% и 7,2% соответственно. При этом черный чай ушел в минус по динамике в натуральном выражении (-2,2%), в то время как зеленый чай продемонстрировал небольшой рост (+0,9%).

Черный чай без ароматизаторов и добавок демонстрирует снижение в натуральном объеме на -4,7%, что объясняется одновременным падением частоты покупки, объема за покупку и количества потребителей. Аналогичная тенденция прослеживается в сегменте зеленого чая без добавок и ароматизаторов, показавшего снижение на -5,9% год к году. В то же время, ароматизированные зеленый и черный чаи, а также травяные и фруктовые чаи, демонстрируют рост как в денежном, так и в натуральном выражении. Этот тренд указывает на стремление потребителя к разнообразию вкусового опыта, проявляющееся в повышенном спросе на нетрадиционные и вкусовые сорта чая.

По данным потребительской панели ICMR («ГФК-Русь»), в период сентябрь 2024 - август 2025 крупнейшими игроками в категории чая стали Группа компаний «Орими», МАЙ-Foods, Ahmad Tea, Azersun Holding, Akbar Brothers и X5 Retail Group. Эти производители заняли 76,8% рынка в денежном и 74,7% в натуральном (тонны) выражении.

Отмечается растущее влияние собственных торговых марок (СТМ), доля которых в натуральном выражении достигла 8,4% (+1 п.п. год к году). Продажи СТМ в чайной категории выросли на 19,8% в деньгах и на 11,9% в тоннах, что обусловлено ростом средней стоимости, увеличением частоты покупок и привлечением новых потребителей.

В период с сентября 2024 по август 2025 года, рост продаж чая в натуральном выражении наблюдался преимущественно в электронной коммерции (+15,5%), дискаунтерах (+4,0%) и жестких дискаунтерах (+3,2%), что соответствует общим тенденциям FMCG-ритейла. Дискаунтеры остаются доминирующим каналом продаж, увеличив свою долю на 0,9 п.п. Электронная коммерция, заняв третье место, показала наиболее значительный прирост доли (+1,5 п.п.). В то же время, доля супермаркетов, специализированных продуктовых магазинов, традиционной торговли и гипермаркетов снизилась.


Заказать исследование / отчёт

Наши данные и аналитика помогут вам понять текущую ситуацию и быстро принять обоснованное решение для роста показателей бизнеса.
Заказать